Режим дня в дет. Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста
Режим в детском саду для всех детей одинаковый. Поэтому если дома вы привыкли спать до обеда, не укладывать ребенка в сончас и кушать, когда вам захочется, то перед поступлением в дошкольное учреждение необходимо максимально приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Это поможет ребенку в адаптационный период.
Обычно трехлетки легко переносят . В этом возрасте они уже готовы общаться со своими сверстниками и другими взрослыми и получать новые знания. Воспитываясь дома, ребенок не получает необходимого социального общения. К тому же в детском саду занятия с ребенком проводятся по специальной программе, соответствующей его возрастным особенностям.
В коллективе сверстников ребенку намного проще учиться общению или получать навыки самообслуживания, глядя на других деток. А для того, чтобы ваш ребенок еще легче перенес период адаптации, нужно месяца за 2-3 приучать его к режиму. Дома очень сложно соблюдать жесткий распорядок дня. А в детском саду он построен оптимально для маленького человека и способствует его физиологическому и психологическому развитию.
Режим в разных детских садах может отличаться, но принцип его везде одинаков.
Примерный режим дня в детском саду
Постоянным в распорядке дня остается прием пищи и сончас. Прогулка зависит от погодных условий и времени года. Если погода плохая, в это время проводятся игры или занятия. В некоторых садиках есть еще и второй завтрак.
Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять
Требования к режиму дня в детском саду по СанПиН
Четырехразовое питание детей организуется в помещении группы. Интервал между приемами пищи не более 4-х часов. Более подробно о режиме питания, рационе и меню смотрите .
2 раза в день организуется прогулка: в первую половину дня и после сончаса, что в общей сложности составляет 3 — 4 часа. При температуре ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.
Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет должна занимать не менее 3 – 4 часов в день. Сюда относятся , подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена.
Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.
Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.
Вы уже выбрали, что подарить малышу на Новый год? Чем обрадовать и удивить любимого кроху? Семейный праздник Новый год — это возможность подарить ребенку яркие эмоции от совместных развлечений. Пусть малыш запомнит на всю жизнь эти волшебство и сказку! Лучшие новогоднее поздравление малышу — персональное интерактивное поздравление!
Один из отзывов заботливого дедушки: «Внучка была ещё совсем маленькой, когда я купил ей самый первый диск. Сказать, что это волшебно — не сказать ничего! Детёныш с открытым ртом сидел и верил, что это правда Дед Мороз с ней разговаривает. Покупал каждый год и ни разу не пожалел. Сейчас уже, конечно, подросла и удивить Дедом Морозом её сложно… Спасибо вам, что смогли подарить малышу на Новый год сказку!»
Скачайте серию в подарок к Новому году и вы увидите как много счастья получит ваш ребенок от просмотра сказочно-игрового сюжета! Посмотрите все необычные варианты новогодних поздравлений малышу !
Организация занятий
Обязательно для гармоничного развития ребенка в режим дня по СанПиН включаются развивающие занятия, которые впоследствии служат и .
Занятия в детском саду ведутся по основным направлениям:
- музыкальные;
- физкультура;
- занятия на развитие мелкой моторики;
- занятия на развитие речи;
- знакомство с начальными математическими знаниями.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями, чтобы избежать переутомления ребенка.
Непрерывная длительность образовательного занятия дошкольника не превышает:
- 10 минут для детей 3 — 4 лет (младшая группа);
- 15 минут для детей 4 — 5 лет (средняя группа);
- 20 минут для детей 5 — 6 лет (старшая группа);
- 30 минут для детей 6 — 7 лет (подготовительная группа).
В день проводится не более 3-х занятий. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.
Занятия по физическому развитию
Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.
Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.
Утренний прием детей
Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.
Под режимом дня подразумевается конкретная деятельность в определённое время суток. Его основная цель - сбалансировать время активной и пассивной деятельности, приёма пищи и сна. Пребывание детей в детском саду подчинено определённому распорядку (режиму) дня. О том, как распределено время в садике, какие преимущества имеет ребёнок, соблюдающий режим или распорядок дня, поговорим в статье.
Режим дня в различных детских дошкольных учреждениях может отличаться. Однако есть общие правила, которые их все объединяют, - обязательное включение приёма пищи, занятий, игр, прогулок и сна. Проводятся они в конкретные часы, и для них отводится определённое количество времени. Ориентировочный распорядок дня детсада состоит их следующих видов деятельности:
- на приём малышей отводится час, после чего проводится утренняя зарядка и завтрак;
- затем проводятся занятия (комплексные или тематические);
- если позволяет погода - прогулка, игры на свежем воздухе;
- обед;
- подготовка к дневному сну;
- тихий час, за которым следует полдник;
- игры, развлечения, занятия, сборы на прогулку;
- часто родители забирают детей домой прямо с улицы.
Чтобы ребёнок не испытывал стрессовых состояний в начальном периоде посещения дошкольного учреждения, родителям следует заранее ознакомиться с режимом дня в нём и постараться подготовить к нему своего кроху заблаговременно.
Вот что получает ребёнок благодаря соблюдению определённого распорядка дня:
- своевременный приём пищи, обязательные прогулки на свежем воздухе, достаточное время для сна - всё это делает малыша здоровым, бодрым и радостным;
- укрепление иммунитета (сам организм на уровне подсознания готовится к тому или иному роду занятий в определённое время, поэтому аппетит становится хорошим, а сон глубоким);
- дети, жизнь которых подчинена установленному режиму, имеют возможность избегать неожиданностей и суеты, они становятся увереннее в себе и спокойнее;
- режим развивает самодисциплину.
Питание
В обычных дошкольных учреждениях предусмотрено трёхразовое питание (завтрак, обед, полдник). Во многих частных детских садах к этим приёмам пищи добавляется второй завтрак (в меню которого чаще всего входят фрукты или соки) и ужин (для детей, которые остаются на ночь).
В детском садике меню-раскладка для малышей составляется на неделю с тем, чтобы родители могли увидеть заранее, чем будут кормить их детей в тот или иной день. В него обязательно должны входить:
- мясо и рыба,
- каши и молочные продукты,
- овощи и фрукты,
- хлебобулочные изделия.
- В составлении меню принимает участие медицинский работник детского садика.
Занятия
Полноценное воспитание и развитие детей в детском саду предусматривает не только режим и сбалансированное питание, но и разные виды занятий, в расписание которых входят:
- изобразительное искусство и лепка,
- физкультура и музыка,
- развитие речи и математика.
Львиная доля их проводится в группе под руководством воспитателя (музыкальное - с участием музработника). Время, которое в детском саду отводится для конкретного вида занятий, не должно превышать 30 минут в старшей группе, и 10-15 - в ясельной. Занятия в детском дошкольном учреждении могут проводиться в трёх основных формах:
- игра;
- непосредственная образовательная деятельность (так называемая НОД);
- практическая и предметная работа.
Главная цель любого вида занятий - формирование самостоятельности и любознательности малыша, его умения работать в коллективе.
Сон
В любом типе детского сада обязательной составляющей распорядка дня является дневной сон, который мы привыкли называть «тихим часом». Его продолжительность - два-три часа. Даже те дети, которым родители позволяют от него отказаться дома, быстро свыкаются с мыслью, что в садике в определённое время надо ложиться в кровать и даже если не спать, то хотя бы тихонько лежать.
Многолетние исследования подтверждают, что хотя бы до шести лет организму ребёнка для нормального развития двухчасовой дневной отдых просто необходим. К семи-восьми годам он сам постепенно перестраивается на только ночной (монофазный) сон.
К сожалению, некоторые родители нарушают установившийся детсадовский режим по выходным. А многие дети, не посещающие дошкольное учреждение, и вовсе лишены дневного отдыха. Результатом этого зачастую становятся.
Каждый родитель переживает о том, как чувствует себя ребенок после того, Через это проходят все мамы и папы, невзирая даже на профессиональную занятость. Конечно же, все это вполне естественно, потому что каждый из нас беспокоиться о своем чаде и о его благополучии.
Как правило, подобный страхи возникают из-за того, что родители точно не знают, что делает ребенок в саду и чем занимается. Наша задача - рассказать о том, каким является распорядок дня в детском саду, чтобы развеять ненужные волнения и тревоги.
Основная масса детей приходит в садик примерно в 7.30 - 8.00. Воспитатели к тому времени уже находятся на своем рабочем месте. Когда ребенок остается один, без мамы и папы, зачастую он начинает плакать. И успокоить его в этом случае - основная задача, с которой, как ни странно, справляются все воспитатели. Потому через несколько минут малыш уже играет и общается со сверстниками.
В целом, в детском саду ориентирован на правильное гармоничное развитие малыша. Важное место в этом занимает питание.
Что касается завтрака, то часто в это время возникают конфликты. Дело в том, что заботливые родители нередко кормят детей дома с утра, переживая за то, что они не поедят или плохо это сделают в саду. В свою очередь, воспитатель будет настаивать на том, чтобы ребенок поел. А тот будет, естественно, отказываться. Потому, чтобы не было неприятностей, нужно заранее все эти моменты обсудить с вашим воспитателем.
Режим в детском саду также подразумевает гармоничное всестороннее развитие детей. Естественно, для этого в садах предусмотрены занятия, которые проводит воспитатель в первой половине рабочего дня, после завтрака. Что будет входить в их содержание, зависит от возрастной группы детей. Основное внимание уделяется наблюдениям за окружающей средой. Многие родители начинают возмущаться, потому что подобный подход кажется им банальным. А между тем именно окружающий мир помогает нам понять суть всех вещей.
Если позволяют погодные условия, потом дети идут на прогулку. Режим дня в детском саду построен так, чтобы малыши хорошо погуляли перед дневным сном, а также после полдника. Первая прогулка заканчивается где-то около 12 часов дня.
Время обеда - серьезный этап. Здесь дети ведут себя по-разному. Помимо того, что могут отличаться их вкусовые пристрастия (кто-то любит борщ, а кто-то только пюре или котлету), некоторые из них могут хотеть спать и начинают капризничать. Если дети совсем маленькие, они просто могут не уметь кушать самостоятельно, потому нянечка или воспитатель начинает их кормить. Важно уметь уговорить малыша, превратив процесс поглощения пищи в представление. А это великое искусство.
Ни один режим дня в детском саду не предусматривает воздержание от дневного сна. Детский организм нуждается в отдыхе, и это бесспорно.
Потом, когда уже все выспались, наступает время полдника. Как правило, он содержит вкусные и полезные продукты (какао или молоко с печеньем, апельсин, или просто молочную кашу.)
Финальный этап - прогулка, с которой обычно детишек забирают родители домой.
Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.
Зачем нужен распорядок?:
Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:
Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.
Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.
Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.
Правила "НЕ" для детского режима:
В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":
1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.
Признаки правильного распорядка:
Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.
Строгость соблюдения режима дня:
Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:
Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.
Принципы режима:
1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.
Наиболее рациональный режим для дошкольников:
7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;
8.00 – 8.30 – время первого завтрака;
9.00 – 10.00 – обучающие занятия;
10.00 – время второго завтрака;
10.20 – 12.00 – прогулки на улице;
12.30 – 13.00 – время обеда;
13.00 – 15.00 – дневной отдых;
15.30 – время полдника;
16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;
18.30 – 19.00 – время ужина;
19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;
21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.
Приемы пищи:
Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:
1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.
Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.
Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:
1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.
Организация сна:
Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:
До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.
Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.
Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:
Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.
Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.
Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.
О прогулках:
Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.
Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:
Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.
Особенности развивающих мероприятий:
Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.
Благоприятное время для обучения:
9-12 часов;
16- 18 часов.
С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.
Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:
Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.
Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.
1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;
3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;
4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;
5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;
6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;
7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;
8. Не допускайте частых изменений режима;
9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;
10. Ребенок должен начинать день с зарядки;
11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;
12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;
13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.
Нарушение режима:
Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:
1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.
Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!
Большинство детских садов имеют 12-часовой режим дня (с семи часов утра до семи вечера). Это позволяет родителям освободить время для работы, а детям получить полноценную дошкольную подготовку.
Распорядок дня представляет собой продуманное чередование таких режимных моментов, как питание, игровая деятельность, отдых, образовательная деятельность. Такое чередование дает возможность ребятишкам не только получать новые знания, но и вовремя отдохнуть.
Утро
День в детском саду начинается с приема детей. Именно утреннее время важно для общего настроения группы. Задача воспитателя утром – выяснить, в каком настроении пришли дети в детский сад. Для быстрого мониторинга можно использовать так называемые «экраны настроения». Это позволит педагогу понять, как именно следует выстраивать общение с тем или иным ребенком.
Зарядка – обязательный элемент двигательной активности . Как правило, она проводится перед завтраком. Благодаря зарядке организм малышей готовится к дневной активности. Также этому способствует обязательное музыкальное сопровождение.
Завтрак – первый из приемов пищи в детском саду. С 4 лет дети помогают на стол. Это способствует развитию навыков самообслуживания и ответственности.
Образовательная деятельность проходит у малышей в виде занятий. В зависимости от возраста, они длятся от 7 до 25 минут. Игровая форма позволяет хорошо усвоить новые знания. Занятия проводятся в первой половине дня после завтрака и в вечернее время после полдника.
Педагоги детского сада интегрируют учебный материал в другие виды деятельности. Таким образом дошкольники лучше усваивают материал и приобретают новые навыки.
День
Прогулка – обязательный режимный момент в детском саду. Движения на свежем воздухе дают отдых ребятишкам. Помимо этого, на прогулке проводятся разные виды подвижных игр, что обогащает двигательную активность детей.
После дневной прогулки, которая длится 1-1,5 часа, дошкольники обедают. В обед детям предлагается салат, первое, второе и третье блюда. Полноценный обед позволяет организму ребенка восстановить потраченные за первую половину дня калории.
Важный режимный момент в распорядке дня в детском саду – это сон. Детей укладывают с 13.00. Подъем - в 15.00. Такой перерыв помогает детям отдохнуть и подготовиться к вечерним видам деятельности.
Если ребенок не спит во время сончаса, воспитатели предлагают ему спокойно полежать в кроватке. Это также дает возможность отдыха организму.
Вечер
После дневного сна дети получают полдник. Легкий перекус позволяет детям не ощущать чувство голода до ужина. Кроме того, во время полдника организм детей окончательно просыпается.
Образовательный блок в вечернее время состоит из облегченных занятий (конструирование, чтение художественной литературы и т.д.). Преимущество игровой формы проведения сохраняется.
Ужин проводится в 17.00. После него родители могут забрать своих малышей из детского сада. Те дети, чьи родители работают дольше, остаются с воспитателями до 19.00.