Липовое мочало. Липовая мочалка
Ни один житель глубинки не будет терять свое время в раздумьях, когда речь зайдет о выборе новой мочалки для бани. Ну, конечно, липовая, какая же иначе? Его не «свернут» с пути разноцветные синтетические аксессуары для бани и ванны, так красиво разложенные на полках магазинов. Он гордо пройдет мимо, зная, что именно липовая мочалка – это то, что нужно ему, человеку, по-настоящему заботящемуся о своем здоровье.
Целая история ожидает вас, если вы расспросите его о свойствах этой столь необходимой вещи, которая будет сопровождать вас при походе в баню. Да и не только в баню, в ванной и в сауне она займет свое заслуженное почетное место. А историю про мочалку липовую вы все-таки почитайте, чтобы рассказать ее своим близким и друзьям.
Нажмите на фото, чтобы увеличить
Липовые мочалки привезены из экологически чистых нижегородских лесов. Натуральные липовые мочалки являются лечебными и при запаривании выделяют фитонциды, которые благотворно влияют на верхние дыхательные пути. Самое главное - липовая мочалка имеет натуральный банный аромат.
- длина липовой мочалки - 80-90 см.
- 1 пучок = 10 шт.
Баня без липовой мочалки – это не баня
На Руси такие понятия, как здоровье и красота, были тесно связаны с посещением бани. Именно в ней люди омолаживались, отдыхали, и, говоря современным языком, освобождались от отрицательных эмоций и стресса. Чем же они мылись? Конечно, вы уже догадались: липовыми мочалками.
Прочнейшие лубяные волокна лип, как старых, так и молодых, очень широко применялись в повседневной деятельности человека. Если говорить о мочальном промысле, то для него снимали кору преимущественно с больших деревьев. На стволах с обеих сторон проделывали продольные разрезы. Затем при помощи деревянного клина отделяли от стволов два желоба-полуцилиндра. Такую снятую кору и называли лубом, большая часть которого уходила на выделку мочала.
Вымоченные лубяные волокна, которые связывали в пучки, мгновенно превращались в ту самую банную липовую мочалку, так хорошо знакомую любому современному человеку.
Липовые мочалки - букет достоинств
Древесина липы отличается особой мягкостью, особенно когда она только что срублена или распарена. Высыхая, она становится весьма твердой. «Девки - липовые, парни - дубовые», говорит одна из русских поговорок.
Поэтому из липовой древесины мастера готовили разнообразную столовую утварь: миски да ложки, ковшики, черпаки. А на токарных станках вытачивали токарные игрушки для детей, среди которых всем знакомые русские матрешки. Именно об этом свойстве стоит помнить, покупая липовую мочалку, тогда ее сухость и жесткость не смутят вас.
Перед непосредственным использованием ее нужно очень хорошо распарить в достаточно горячей воде. Тогда убедитесь, что она моментально станет шелковистой и очень мягкой для тела. Но при трении по телу будете чувствовать ее упругость, которая поможет вашей коже освободиться от затвердевших мест.
А ее медовый аромат? «Зацвела липа-медонос, начался сенокос», - говорит народ. Никакие модные эфирные масла не заменят естественный запах чистого нижегородского леса, где были выращены липы. Выделенные при распарке липовой мочалки фитонциды наилучшим образом повлияют на дыхательную систему, заполнят вашу ванную комнату натуральным банным ароматом.
Хранить мочалку липовую лучше в просушенном виде, предварительно подвесив ее в проветриваемом месте, но не на солнце. Тогда она послужит вам верой и правдой много лет, даря здоровье и хорошее настроение.
Для многих мочалка – это не более чем атрибут гигиены. В то же время правильно подобранная мочалка может выполнять функцию массажера, скраббера. На рынке имеются мочалки, которые весьма полезны в борьбе с вросшими волосами и апельсиновой коркой. Как видите, этот гигиенический аксессуар может быть полезным для организма и красоты нашего тела.
Выбираем свою натуральную мочалку
Медики говорят, что полезнее мочалки сугубо из натуральных материалов, так как только они способны за рекордно короткое время улучшить самочувствие и настроение человека. Однако надо понимать, что каждый товар имеет свои минусы и плюсы.
Одна из тенденций на современном рынке – натуральные товары медленно, но уверенно вытесняют аналоги из искусственных материалов. Причиной этому служит то, что с каждым годом становится все больше людей, ведущих здоровый образ жизни.
Мочалки из природных материалов не провоцируют аллергическую реакцию. При этом они прекрасно отшелушивают омертвевшие клетки кожи.
Недостатки мочалок из натуральных материалов:
заметно уступают синтетическим изделиям по сроку службы;
долго сохнут;
это благоприятная среда для микроорганизмов;
требовательны к уходу, который заключается в тщательном промывании, сушке в хорошо проветриваемых местах и обработке антибактериальными средствами.
В любом случае в процессе выбора мочалки следует в первую очередь руководствоваться личными предпочтениями.
Итак, рассмотрим каждый вид натуральных мочалок более подробно.
Льняные мочалки
Целебные свойства изделий из льна были известны еще нашим предкам. После ВОВ ученые озадачились научными исследованиями свойств льна. Результаты этих исследований позволили подтвердить народные мудрости, касающиеся льна и его способностей избавлять от недугов. Льняные изделия стимулируют циркуляцию крови и благотворно влияют на психику .
Главное достоинство льняных мочалок – антисептические свойства. Никакой микроорганизм не способен ужиться со льном.
К сожалению, льняные мочалки – это редкий «обитатель» магазинных прилавков.
Мочалки из люфы
Люфа – растение, принадлежащее к тыквенным. Часто можно услышать второе название этого представителя растительного мира – «бешеный огурец». Плоды люфы очень схожи с кабачками. При желании мочалку из такого материала можно сделать дома. В созревшем виде плоды внутри сухие и волокнистые. Поэтому для получения мочалки их достаточно высушить, затем замочить в воде, чтобы кожа размякла, и очистить «огурцы» от кожуры, а внутренние волокна – от мякоти. Мочалка готова. Останется ее только промыть в мыльной воде и высушить на солнце.
Мочалки из люфы хорошо отшелушивают кожу, они оказывают массажный и антицеллюлитный эффект.
Нельзя не отметить прочность и долгий срок службы таких мочалок. Конечно же, эти аксессуары гигиены имеют недостатки:
на поверхности мочалки не образуется пена;
до использования мочалка предварительно вымачивается в горячей воде. Это размягчает материал.
Мочалки из люфы станут отличным приобретением для людей с жирной кожей . Для людей с тонкой и чувствительной кожей мочалка не подойдет: слишком грубая. По отзывам покупателей, товарный вид мочалок-варежек после нескольких водных процедур оставляет желать лучшего, поэтому лучше приобретать мочалки из цельного куска.
Мочалки из сизаля
Сизаль – это грубый прочный материал, источником которого служат листья мексиканской агавы. Из него делают канаты, шпагаты, матрацы, щетки и мочалки.
Обычно такие мочалки выпускаются в виде плетеных варежек, имеющих высокие пилинговые свойства. По причине жесткости такими мочалками следует пользоваться максимум два раза в неделю. Мочалки из сизаля в первую очередь рекомендованы людям, ведущим борьбу с целлюлитом
.
От такого аксессуара гигиены лучше отказаться при нежной коже, большом количестве родинок. Эти мочалки нуждаются в предварительном размачивании, плохо держат пену и достаточно дорого стоят, зато отлично отшелушивают старые клетки и служат долго.
Мочалки из лыка
Из неодеревенелой древесины плетут не только лапти и рогожу, но и мочалки, которые считаются банным шедевром натурализма, получаемым из нижней части коры молодой липы. Бытует мнение, что такие мочалки являются самыми полезными для кожи.
Не стоит бояться, что мочалка из лыка будет слишком жесткой. В воде лыко размягчается и бережно отшелушивет омертвевшие клетки, глубоко очищает поры, кроме того, выделяет фитонциды . Этот вариант мочалок не блещет долговечностью, но это оправдывается их копеечной ценой.
Мочалки из рами
В магазинах часто можно увидеть плетеные мочалки из рами – китайской крапивы. По жесткости такие мочалки находятся где-то между люфой и сизалем. Предмет гигиены из китайской крапивы, как и все жесткие мочалки, обладает антицеллюлитными и массажными свойствами. Только в отличие от других жестких мочалок из натурального сырья, эти бережно относятся к коже, мягко шлифуя ее.
Мочалки из рами прочные и относительно недорогие. Недостатков у этих мочалок потребители не нашли.
Мочалки из щетины
Такие аксессуары выпускаются в виде щеток, материалом для которых служит натуральная щетина. Конструктивная особенность таких мочалок – длинная деревянная ручка. Они обеспечивают глубокую чистку кожи от грязи, пыли и омертвевших клеток.
Такие мочалки отлично подходят для массажа проблемных участков
. Массаж выполняется круговыми движениями от запястий к плечам, от голеней к бедрам, обходя грудь и участки с лимфоузлами. Достаточной является 2-5-минутная процедура.
Мочалки из бересты
Береста – это богатый источник природного антисептика бетулина, в составе которого много ионов серебра. Биологическая роль бетулина – защита дерева от грибковых заболеваний и вредителей (именно он является причиной белого цвета коры берез).
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что эти мочалки обладают антисептическими и противовоспалительными свойствами, а, следовательно, помогают людям, страдающим от угревой сыпи.
Мочалки из бересты обладают хорошим скрабирующим эффектом и помогают бороться с апельсиновой коркой.
Но, как и все натуральные изделия, исконно русские мочалки стоят недешево, к тому же это редкий товар.
Недостатки мочалок из бересты: перед применением мочалку следует 10-15 минут замачивать в кипятке; тщательное просушивание после мытья.
Экомочалки
Материалом для таких мочалок служит целлюлоза. Хоть они и сделаны из древесины, на ощупь получаются мягкими и упругими. Внешне они очень напоминают поролоновые губки, но отличаются волокнистой структурой. У мочалок масса достоинств: мягкие; хорошо взбивают пену; после высыхания становятся твердыми, поэтому не собирают внутри себя микробов.
Морские губки
Это очень нежные мочалки, получаемые из примитивных многоклеточных, подвергающихся специальной обработке, после которой от них остается один «скелет». Мочалки продаются в твердом виде, но после размокания приобретают мягкую пористую структуру. После высыхания губки снова затвердевают, что предотвращает размножение в них микробов.
Вот несколько достоинств морских губок:
отличное взбивание пены; бережное отшелушивание кожи; лучше остальных мочалок подходят для маленьких деток .
Пожалуй, более деликатной натуральной мочалки не найти. Правда, цена морских губок кусается и это при непродолжительном сроке службы. Мочалки следует менять каждые два-три месяца.
Рукавицы кесе
Рукавицу кесе с давних пор используют вместо привычной мочалки в турецкой бане. Рукавица представляет собой шелковый мешочек со стягивающей манжетой или завязочками. Также продается хлопковое и шелковое кесе с синтетическими волокнами, делающими мочалки более жесткими и долговечными.
На первый взгляд кажется, что рукавичка слишком уж нежная, однако при намокании она становится шершавой и обеспечивает сильнейший скрабирующий эффект.
Традиционно кесе используют в бане и сауне, когда кожа хорошенько распарена. Однако пользоваться такой перчаткой можно и дома после принятия горячей ванны. Вначале следует помыться мылом или гелем для душа, а уже потом пройтись по телу шелковой перчаткой.
При применении кесе не нужно наносить на кожу каких-либо моющих средств. После пилинга принимается теплый душ и на тело наносится питательный крем или увлажняющее молочко. Использовать рукавицу кесе следует не чаще двух раз в неделю.
Стоит сказать, что уже после нескольких процедур рукавица становится гладкой и лишается своих скрабирующих свойств.
Вот, мы и рассмотрели основные виды мочалок из натуральных материалов.
Как сделать натуральную мочалку своими руками и почему она должна быть именно натуральной? Об этом рассказывается в этом видео:
Существуют поговорки ("лыка не вяжет", "не лыком шит", "лыком подпоясан", "не всякое лыко в строку", "по парче лыком не шьют"), в которых фигурирует понятие «лыко». Что это такое? Обратимся за помощью к словарям.
Что говорят словари?
В справочниках это слово трактуется как молодой луб некоторых деревьев, который разделяется на полоски и тонкие волокна. Словарь Даля добавляет определение: лыко - это неокрепшее подкорье. Ткань дерева, размещенная непосредственно под корою, называется луб. За ним расположена молодая древесина. Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.
Словари единодушно утверждают, что "лыко" - слово, употребляемое только в единственном числе. То есть нельзя говорить: «Надрал много лык». Правильно будет: «Надрал много лыка».
Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной. Деревья подбирают не старше десяти лет. Снимают кору приблизительно трех аршин длины. Это около двух с небольшим метров. После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело.
На колу висит мочало
Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб (что значит лыко), его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания - мочила. Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон.
Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма.
Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы.
Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла.
Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии - даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру.
Лапти
Пожалуй, значение слова «лыко» легче всего объяснить на примере лаптей. А что такое лапти, известно всем. Эта незамысловатая обувь служила людям не только на Руси, но и в Финляндии. Если в Европе предпочитали деревянные башмаки - сабо, то нашим предкам нравились легкие лыковые лапоточки.
На пару такой обуви для взрослого человека требуется три липовых деревца. Мужчина, занятый крестьянским трудом, снашивает их за неделю. Поэтому лапти умели плести все. Это было обычным, несложным делом. Для плетения использовали колодку.
Почти все люди на Руси носили лапти, поэтому страну называли «лапотной Россией». Костяные кочедыки (приспособления для археологи находят при раскопках эпохи каменного века. В «Повести временных лет» находим слово «лапотник». Были артели, ходившие в лес драть лыко пырком - деревянным инструментом, оставлявшим голый ствол. Из воза лыка получалось триста пар лаптей. Сам Петр Первый учился плести лапти.
Какое значение слова «лыко» в поговорках?
До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко». Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы. Рассмотрим некоторые:
- Лыка не вяжет - так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Что это такое? Аллегория? Нет. Вязать лыко (связывать в пучки) - это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ.
- Не лыком шит - сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь. Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан.
- Не всякое лыко в строку - это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком.
Лыковая одежда
Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. «Что это такое?», - удивлялись они. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах. А напрасно. Хорошо сплетенная лыковая одежда предохраняет от укуса насекомых. В ней можно собирать В ней не холодно и не жарко. Она не промокает от дождя.
Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей.
Подведем итоги
Многим нравится лыко. Что это такое, вы уже знаете. Мы подробно рассмотрели добычу и обработку этого доступного и прочного природного материала. Много сотен лет человек работал с ним, и оно надежно служило ему. Сейчас есть различные мастер-классы, возрождающие народные промыслы. Не пойти ли в ближайший выходной в лес и не надрать ли там немного лыка?
Есть в России деревня, где живут люди редкой древней профессии – мочальники.
Я стою на скользком помосте и стараюсь не вдыхать глубоко: пахнет гниющим деревом. «Только бы не упасть», – думаю я и, как нарочно, в ту же секунду теряю равновесие и оказываюсь в мутной воде. К счастью, это совсем неглубокий пруд – местные жители называют его мóчищем. Алексей, мужчина лет тридцати пяти, помогает мне выбраться, а сам остается в воде по пояс. Он достает из пруда притопленные под грузом свертки древесной коры, а затем расстилает их на земле, наподобие ковров. Фотограф Марина Маковецкая фиксирует каждое движение Алексея. Мы с Мариной в Нижегородской области – в деревне Букалей с населением 43 человека. Алексей показывает нам, как добывает средства к существованию для семьи. Вот он руками сдирает внутренний слой «ковров» – белые древесные волокна – и развешивает их сушиться на заборах. Чем он занят? Еще век назад любой наш соотечественник сразу ответил бы на этот вопрос. Букалейцы – одни из последних людей, живущих древнейшим русским промыслом – мочальным.
"Для салазок нужно вырвать две елки с корнями, загнутыми как крючья, связать их и уложить на них кору", - говорится в самоучителе для мочальников. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет.У китайцев был шелк, у англичан – шерсть, а у русских – мочало. Этот материал сыграл в судьбе России такую важную роль, что его без преувеличения можно было отнести к национальным символам наравне с собольим мехом. Но о мочале, как только необходимость в нем исчезла, позабыли. Сегодня даже значение этого слова известно в России не каждому. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры – луб (он же лыко, или подкорье). Из него крестьяне в промышленных масштабах изготавливали десятки необходимых вещей: лапти, морские канаты, кисти для побелки, банные мочалки (теперь понятно, почему они так называются), кровлю для крыши, сита для муки и рогожу – дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки. Рогожа, как самый ходовой товар, частично поставлялась на экспорт. Вплоть до начала XX века липовая кора «кормила» минимум половину крестьян в Центральной России – в основном жителей северного Поволжья. Как сообщает перепись Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов, то есть 44 тысячи тонн мочала. В России оно было незаменимым материалом – таким же, как в наши дни ПВХ или полиэтилен.
Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты – мясо и овощи, яйца и молоко.
Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» – не просто слова из Толкового словаря Даля – это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее.
Автор: Марина Маковецкая">
«Удить», «карябать», «чесать», «вязать» – не просто слова из Толкового словаря Даля – это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее.
Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками. В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян. Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. «В лесах России встречается немало лип, на истреблении которых основан один из примечательнейших промыслов, – писал географ. – Зная, что промысел этот, столь национальный, никем пока не описан, я решился собрать о нем сведения». Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева.
Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы. «В двух деревнях налажено взаимовыгодное сотрудничество, – рассказала фотограф, приехав в редакцию. – У мочальников нет проблем с сырьем, и матрешечникам удобно: соседи бесплатно очищают липы от коры». Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания. В предисловии автор – некто Пермяк – уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием. Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры. Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель. С молодых лип кору – зубами, по свидетельству Кеппена, – драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором. Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы – с помощью веревок из того же мочала. Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди. В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам». Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские – одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две. Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова – фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало – помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен. «Раньше в деревне была артель. Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», – рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню.
Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков.Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков». С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей – место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации. Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня – продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому – здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея – Евдокия Федоровна Климакова. Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат – нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует – от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда – высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем. «Не успеваю работать», – поясняет хозяйка. Букалейцы производят из мочала два типа изделий – малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет – женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам. «Из Ростова приезжают за кистями, ими торгуют на Украине, – рассказывает Евдокия Федоровна. – А мочалки покупают из разных мест, иногда и для салонов красоты». Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки – по высокой, к слову, цене – в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом – «восьмеркой». Настоящая русская мочалка готова.
Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату – товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен (140 рублей) против 25.
Автор: Марина Маковецкая">
Кисть из российской глубинки белит украинскую хату – товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен (140 рублей) против 25.
Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки – не менее двадцати в день. Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской – и так весь год, кроме больших праздников.
Автор: Марина Маковецкая">
Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки – не менее двадцати в день. Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской – и так весь год, кроме больших праздников.
«Как вы выбираете кору для сырья?» – спрашиваю я. «Никак, в дело идет все без разбора. Темное мочало используем для кистей, белое – для мочалок», – отвечает женщина. Век назад такая технология не работала. Лучшую липу крестьяне выбирали заранее, еще до наступления весны. «Зимой мочальник в свободное время должен выискивать в лесной глуши такие места, где растет получше липа, чтобы весной не путаться зря по лесу», – дает четкое указание самоучитель. Лучшей считалась липа среднего возраста диаметром 5 вершков (немногим более 20 сантиметров), растущая на песчаной почве в еловом или пихтовом лесу. Автор бестселлера «Как заготавливать мочалу» объясняет: «Луб, снятый с дерева, растущего на хорошей песчаной почве, весит больше. От старых деревьев луб отстает с трудом, и цвет у него темный». Листья коры собирали в свертки (скáлы), и все было готово ко второму этапу промысла – замачиванию. Чтобы посмотреть на замочку липовой коры , мы с Ниной направляемся к семье Лены и Алексея – в Букалее у всех свои мочища. В отличие от других, пожилых жителей деревни, эта пара производит мочало большими объемами. В семейном деле участвует даже дочка Лены и Алексея – второклассница Ира. Сразу после весеннего сбора липовую кору замачивают и оставляют в воде до осени, чтобы луб стал мягким и легко отставал от внешней коры. К счастью, современным мочальникам не нужно думать о доставке коры до мочищ. Раньше транспортировка сырья к реке или запруде была сопряжена со множеством проблем. Телеги застревали в болотистых лесах, и крестьянам приходилось придумывать нестандартные способы перевозки тяжелого груза. Самоучитель мочальников описывал экстравагантную методику, о которой нельзя не упомянуть: изготовление «на скорую руку» салазок из елей. «Для салазок нужно вырвать две елки с корнями, загнутыми как крючья, связать их и уложить на них кору», – учит книга. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет. Но как-то справлялись – мама нашей провожатой Нины Беловой, бросившая промысел всего несколько лет назад из-за проблем со здоровьем, помнит, что подобные салазки делал ее дед.
Мы стучимся в дверь дома Лены и Алексея, и минут через пятнадцать нам открывают ворота. Проходим двор, задний двор, огород и, наконец, оказываемся перед мочищем, которое напоминает пруд c картины «Аленушка». (Я и представить не могла, что через несколько минут окажусь в нем.) Уже знакомый нам запах из сарая Евдокии Федоровны здесь достигает кульминации. Вдоль мочища рядами стоят вéшала – деревянные вешалки для сушки мочала. Семья заготавливает сырье все лето: кора этого года остается в воде до осени, а Алексей тем временем достает из мочища прошлогоднюю кору. «Почему вы занимаетесь мочалом? Вы молодые люди, в артели не работали. Вам никогда не хотелось заняться чем-то более современным?» – спрашиваю я у Елены. «Я вышла замуж в Букалей, занимаюсь тем же, чем муж», – очень коротко и без эмоций отвечает женщина. Мой интерес кажется ей странным. «Что здесь необычного?» – только и бросает она. По словам Алексея, мочалом заниматься выгодно. Это позволяет работать только пять месяцев в году, а зимой можно найти работу в городе. Личные мочища появились у букалейцев десять лет назад, когда работавшие рядом с деревней нефтяники выкопали жителям пруды в качестве платы за постой. Раньше кору замачивали в реках или ручьях в лесу – там же, где и сдирали. Иногда один ручей запруживали через каждые десять метров. Мочалу нужна именно стоячая вода, запруда, и тому есть две причины. Во-первых, в этом случае луб точно не унесет течением. Во-вторых, поясняет самоучитель мочальников, «чтобы луб не почернел от воздуха».Осенью кору вынимают из воды и отделяют подкорье. Раньше для этого в Букалее использовали русский инструмент с забавным названием – кочедык (его еще называют лапотным шилом – без кочедыка лапти не сплести). Но со временем в деревне растерялись все кочедыки, а найти новые в современной России оказалось непросто. До сих пор в Букалее рассказывают, как еще в советское время несколько деревенских мастеров поехали за кочедыком в ГУМ, но не нашли там ничего подобного и очень расстроились. Теперь Алексей справляется и без инструмента: отделяет мочало руками, впиваясь ногтями в кору. «Рукой лучше чувствуешь слой, где подкорье отделяется от коры», – поясняет он.
В нос ударяет очень сильный специфический аромат – нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Он сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда – высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем.Евдокия Федоровна с одной липы получает больше пуда сырья. (В Букалее по-прежнему используют эту меру веса – еще одна частичка прошлого, которое здесь стало настоящим.) В доме сестры Евдокии Федоровны, Татьяны, мочало взвешивают на настоящих пудовых весах 1903 года. Два мастера в Букалее до сих пор занимаются плетением лаптей – но делают это не регулярно, а «когда захочется». Как утверждают лапотные мастера, их продукцию тоже, хотя и нечасто, закупают для спа-салонов – лапти там используют как массажные тапочки. Но по сравнению с кистями и мочалками лапти пользуются меньшим спросом. Масштабным промыслом мочало стало лишь в России , несмотря на то что «сырье» – липа сердцевидная растет по всей Европе. Почему так сложилось – точного ответа не могут дать ни этнографы, ни культурологи. Зато любопытные комментарии есть у экологов. В 2012 году сотрудники Института лесоведения РАН установили, что у исчезновения ремесла лыкодеров есть как минимум один огромный плюс: после столетий жестокой рубки липа в России за последние 70 лет наконец-то восстановила ареал. Липа сердцевидная, Tilia cordata, превратилась в объект национального мочального промысла благодаря специфической структуре ствола. Луб – проводящая сок ткань между корой и древесиной – имеется у всех деревьев. Но именно у липы луб самый толстый, прочный и мягкий. Особенно много липового луба уходило на заготовку лаптей – для них срубали совсем молодые деревья. По словам Кеппена, лапти из бересты и вяза были неудобными и быстро чернели. Но даже без лаптей, на одно мочало для рогож, только в 1912 году было срублено 5 миллионов лип! Не случайно Кеппен предлагал расширять производство разных видов ткани и обуви вместо рогожи и лаптей. А еще раньше, в XVIII веке, в России делались попытки выращивать липу. «Липа – одна из основных древесных пород в России, но, если бы мочальный промысел еще век продержался в таком масштабе, дерево рисковало бы стать исчезающим видом», – писал несколько лет назад выдающийся лесовед Лев Рысин.
Сегодня вымирание грозит уже не липе, а ремеслу. Татьяна Федоровна с благодарностью вспоминает даже советские, казалось бы недавние, времена, когда на липовое мочало был стабильный спрос. «У нас в области каждый школьник, отправляясь в лагерь, должен был иметь при себе мочалку. Летом мы продавали их на весь год», – рассказывает женщина. Про будущее в Букалее никто не говорит – вопросы на эту тему задавать здесь, похоже, неприлично. Пожилые женщины вспоминают прошлое, а молодые семьи предпочитают жить настоящим. «Если будет нужно, переедем», – говорит Елена. На обратной дороге из Букалея Нина Белова убеждает нас, что мочало – очень выгодное занятие для ее земляков: «На мочало есть спрос, и никто не возился бы с лыком, если бы это не окупалось с лихвой». Наша провожатая задумывается на несколько минут и продолжает: «Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков». В голове в сотый раз за эти дни проносятся строки из детства: «На дворе был кол, на колу – мочало; начинай сначала!». Теперь я понимаю их смысл и значение.
Многие народные куклы делаются на основе мочала.Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только.{jcomments on}
Лыковые мочалки сделаны из внутреннего слоя коры липы, расщепленного и специально обработанного. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками.
Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребет и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься.
Мочало — обязательный атрибут русской бани. Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить.
Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа.
Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики . Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки.
Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.
Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом.
Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой.
А вот белки, вороны и грачи - те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда.
Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное.
Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах - канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело.
Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку . Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей.
Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи , из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду - в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков . Один угол куля-мешка вставляли в другой - и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели .
Мочало применяли и для лощения деревянной мебели . Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре . На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Лошадка. Мастер-класс.
Изготовление игрушек из природных материалов (камыш, солома, лыко) – традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Когда-то эти фигурки имели и сакральное значение. Сегодня вы можете приобщиться к этому увлекательному виду народного творчества, изготовив традиционную русскую игрушку своими руками. Нашими подробными инструкциями вы можете воспользоваться при домашних занятиях с детьми, в кружках и студиях декоративно прикладного творчества, как методическим пособием в воскресной школе или на уроках ИЗО.
Лошадь служила символом бога Солнца у славян. А солома была самым удобным и доступным материалом, когда проходила пора страды и долгими зимними вечерами семья собиралась в избе за рукоделием, починкой снастей и прочими домашними трудами.
При изготовлении лошадки используют несколько различных (более или менее сложных) решений, но в целом принцип плетения похож. Когда вы освоите основные приемы и основные конструктивные узлы — вы сможете добавлять или убирать некоторые элементы, изменять форму, придумывать новые решения.
Для изготовления лошадки мы используем обычное лыковое мочало (купить его можно хозяйственном магазине или на рынке). Лыковое мочало — это луб молодой липы, вымоченный в воде и разделенный на тонкие волокна.
По этой же схеме вы можете работать с обработанной соломой или камышом.
Также вам потребуется: ножницы, цветные шерстяные нитки, нить льняная натуральная «для рукоделия», кусочек ткани для «попоны», бусинки или бисер для украшения.
1. Развязываем веничек из лыкового мочала и делим на четыре части, три большие и одна меньшая — одна пойдет на изготовление головы и передних ног, вторая на туловище, третья — для задних ног, а из остатка будем делать гриву.
2. Начинаем с головы. У пучка завязываем кончик, примерно 2,5-3 см. Затем (смотри рисунок) «выворачиваем» на пучок и обматываем с наружной стороны, так чтобы получилась твердая головка будущей лошадки.
3. Теперь ниткой обозначаем сгиб шеи за нашим «потайным» пучком. Перевязываем горлышко.
4. Обозначаем нитью основание шеи (сюда будет крепиться туловище) и этой же нитью разделяем ножки, перевязав пучок пополам.
Отступив одинаковое расстояние от завязки, отмечаем цветной нитью основание ножек.
5. Берем второй пучок и огибаем его у основания шеи. Это будет туловище лошадки. Крепко обматываем нитью «холку» и закрепляем грудку, перевязав ее крестообразно.
6. Вот и пришло время третьего пучка. Отмеряем у лошадки хвостик и «одеваем» задние ножки, обернув полосу лыка вокруг туловища. Обматываем основание, и разделяем на да пучка.